Первые Казачьи Организации

УДК 94(470.620)

Шевченко Виктор Федорович

аспирант кафедры отечественной

истории и музееведения Кубанского

государственного университета

культуры и искусств

Victor-shev@mail.ru

Victor F. Shevchenko

graduate student of Russian history

and museology Kuban State University

of Culture and Arts

Victor-shev@mail.ru

Образование первых казачьих общественных организаций в
Краснодарском крае и их взаимодействие (1990-1993 гг.)

Formation of the first Cossack public organizations in the Krasnodar region
and their interaction (1990-1993)

Аннотация. В статье рассматриваются самые крупные и активные
казачьи общественные организации Краснодарского края, образованные и
действующие в начальный период возрождения кубанского казачества.

Ключевые слова: возрождение кубанского казачества, казачье
общество, учредительный съезд, атаман, устав, кубанские казаки.

Annotation. This article about the largest and most active Cossack public
organizations Krasnodar region, established and operating in the initial period of
the revival of the Kuban Cossaccks.

Key words: revival of the Kuban Cossaccks, Cossack organization, founding
congress, chieftain, organization chart, Kuban Cossacks.

В конце XX в. на Кубани происходили события, получившие в среде ученых название – возрождение кубанского казачества. Одной из целей инициаторов казачьего движения было объединение всех казаков Кубани. Для этого в октябре 1990 г. был проведен Учредительный Всекубанский казачий съезд в г. Краснодаре, на котором казачьи делегации всего Краснодарского края приняли решение о создании общекраевой казачьей организации – Кубанской казачьей Рады. По замыслу организаторов, под знаменем Рады должны были собраться все казаки и казачьи общества Кубани. Однако, в силу различных причин этого не произошло, и в крае начали появляться альтернативные казачьи объединения.

Согласно воспоминаниям лидеров казачьего движения на Кубани, в первые годы возрождения многообразие организаций в крае доходило до 60. Однако активную и реальную деятельность вели из них не более десяти [1].

В данной статье на основе анализа разнообразных источников о казачьем движении мы поставили цель изучить не подвергавшиеся еще специальному исследованию наиболее крупные и активные казачьи организации на Кубани, выявить их задачи, проанализировать деятельность, попытаться определить, что было причиной их разделения. Хронологически рамки мы ограничим первыми годами движения за возрождение казачества, так как в этот период различные казачьи объединения действовали особо активно и независимо, что позволяло даже говорить о расколе.

Наиболее крупной казачьей организацией в начале возрождения была Кубанская казачья Рада. Она, как уже упоминалось, была организованна 14 октября 1990 г. на Всекубанском казачьем съезде. Согласно разработанному уставу, в перечень задач Рады входили: реабилитация казачества и восстановление о нем исторической правды, установление наиболее эффективных и рациональных земельных отношений в крае, экологически безопасных способов хозяйственной деятельности, осуществление военно-патриотической работы. Атаманом Кубанской Рады был избран доцент КубГУ, активный участник казачьего движения В. П. Громов [2].

Интересы Кубанской Рады распространялись на все области общественной жизни. Казаки пытались наладить экономическую жизнь своего сообщества. Для этого они открывали различные коммерческие предприятия. Занимались социальной политикой, особенно большую помощь оказывали в переселении беженцам из зон национальных конфликтов [3]. Колоссальную работу проводили казаки Рады в области культуры: оказывали помощь Церкви, возрождали традиции и обычаи кубанского казачества, занимались образованием кубанских детей, создавали казачьи творческие коллективы. Отряды казаков Кубанской Рады вместе с другими казачьими объединениями участвовали в вооруженном конфликте в Приднестровье [4].

Однако, наибольшей активностью Кубанская казачья Рада отмечалась в решении политических вопросов. Представители Рады не раз открыто выражали свое негативное отношение в адрес действующей власти и, в частности, губернатора В. Н. Дьяконова. Они организовывали пикеты и митинги у зданий краевых органов управления. Совершали попытки
повлиять на решения администрации в районах края, провозглашали атаманское правление в некоторых населенных пунктах [5]. Руководство Кубанской Рады стремилось к тому, чтобы их мнение учитывалось в решении практически всех вопросов региона. Даже такие сферы, как охрана общественного порядка и миграционный контроль, не остались без внимания представителей Рады. В июне 1991 г. в Краснодаре руководством организации были созданы казачьи дружины по охране общественного порядка [6].

Второй по численности и влиянию в казачьем движении на Кубани была общественная организация, именуемая Кубанским казачьим войском. Это объединение было создано 13 мая 1992 г. в Краснодаре представителями казачьих объединений, не входящих в Кубанскую Раду. Позже атаманом стал войсковой старшина Е. А. Нагай. Согласно уставу, войско ставило
следующие задачи: восстановление исторической справедливости в отношении казачества, возрождение казачьего уклада жизни, патриотическое воспитание молодежи, возрождение казачьей культуры, защита законных прав и интересов казаков и их семей, оказание им помощи [7].

Кубанское казачье войско также прилагало усилия для возрождения традиций, культуры, духовной жизни казачества. Однако масштабы и освещение в СМИ проводимых ими культурных мероприятий заметно уступали тем, которые устраивала Кубанская Рада. Казаки войска также сотрудничали с Православной Церковью, пытались наладить экономику.

Для реабилитации казачества Кубанское войско предпринимало более радикальные меры. Большой резонанс вызвали ночной, несанкционированный вывоз памятника В. И. Ленину, стоявшего у здания краевой администрации, а так же захват помещения по адресу г. Краснодар, ул. Ленина 64, где якобы располагался подпольный комитет КПСС.

Анализируя источники, можно заметить более милитаризованный характер Кубанского войска. Так, несмотря на меньшую численность в сравнении с Кубанской Радой, казаки войска принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Абхазии и Сербии. Формировали и отправляли отряды на охрану пограничных горных троп в Краснодарском крае [8].

Подобно Кубанской Раде, войско ярче всего проявляло себя в политической сфере. На наш взгляд, политическая ориентация была одной из основных причин разногласий между ними. Казаки войска называли себя «белыми», поддерживали президентскую власть, губернатора В. Н. Дьяконова, выступали за ликвидацию Советов, для чего даже планировали
создавать вооруженные отряды [9]. Казаков Рады они именовали «красными», обвиняли в связях с коммунистами. Другими причинами разногласий были борьба за лидерство и характер конкретных действий.

Еще одним влиятельным объединением в начале казачьего возрождения на Кубани была кубанская казачья ассоциация «Россия». Она была создана 19 июня 1990 г. в Горячем ключе. Атаманом ассоциации был избран активный участник казачьего движения, предприниматель В. И. Каюда. В уставе общества были определены следующие цели: возрождение и
развитие казачьего уклада жизни, казачьей культуры и промыслов, трудового образа жизни и самостоятельной экономической деятельности, патриотическое воспитание молодежи, возрождение кубанских станиц и хуторов, ведение производственно-хозяйственной деятельности.

После образования Кубанской казачьей Рады ассоциация «Россия» вошла в ее состав, а атаман В. И. Каюда был заместителем атамана В. П.

Громова по экономике. Его главной целью было развитие сельского хозяйства на Кубани в сотрудничестве как с совхозами и колхозами, фермерскими казачьими
хозяйствами, малыми предприятиями, сельскохозяйственными кооперативами, семейными наделами. В. И. Каюда планировал вовлечь в аграрный бизнес большое количество казаков, для чего, по его мнению, был необходим Кубанский казачий банк [10].

Однако менее чем через полгода взаимоотношения между В. И. Каюдой и В. П. Громовым испортились, а организации начали действовать раздельно. Казаки ассоциации занимались ведением фермерских хозяйств, туристическим бизнесом, установкой и введением в производство агро-мясокомбинатов малой мощности, колбасных цехов. Все заработанные
средства руководство ассоциации «Россия» направляло, прежде всего, на развитие в казачьей среде сельского хозяйства [11].

Представители кубанской казачьей ассоциации «Россия» не противопоставляли себя другим казачьим организациям. Они были менее политизированы, и основную задачу видели в возрождении лучших традиций казачьей экономики. Объединиться с более многочисленными Кубанской Радой или Кубанским войском обозначало бы для них финансировать цели
этих организаций, в чем В. И. Каюда и его казаки не видели смысла.

В 1992 г. в Краснодаре было зарегистрировано Кубанское казачье собрание им. Александра Невского. Атаманом его стал художник М. И. Скворцов. Основными задачами общества провозглашались: объединение всех интеллектуальных сил казачества, исследование прошлого и настоящего казачества, сбор этнографического, архивного, фольклорного материала и его популяризации, содействие в возрождении казачьих ремесел и промыслов.

Казачье собрание им. Александра Невского состояло из представителей казачьей научной и творческой интеллигенции: писателей, историков, художников, экономистов, музыкантов. Членами собрания были выдающиеся представители российской интеллигенции В. Распутин, С. Бондарчук, а также местной В. Лихоносов, В. Бардадым, и др.

Представители казачьего собрания организовали в 1992 г. смотр-конкурс учащихся художественных школ Кубани, фотовыставку «Казаки-кубанцы»; проводили семинар-встречу казаков России и зарубежья; готовили проведение празднеств в Тамани летом 1992 г.; вели свою деятельность в городских и краевых топонимических комиссиях; издавали материалы о казачестве, читали лекции, вели педагогическую деятельность [12].

У казачьего собрания им. Александра Невского не происходило конфронтации с иными организациями. Но, в отличие от других казачьих объединений, представители казачьего собрания видели смысл в возрождении в первую очередь духовной и культурной жизни кубанского казачества.

Еще одной заметной казачьей организацией, действующей в первые годы возрождения кубанского казачества, был Кубанский казачий круг

(«Круглик»). Оно было образовано в августе 1990 г, атаманом был избран Д.Подлипинцев. Общество располагалось в г. Краснодаре по ул. Школьной и
насчитывало примерно 60 человек.

Несмотря на свою небольшую численность и отсутствие каких-либо значимых дел, «Круглик» приобрел себе известность своими утопичными целями. Представители казачьего круга выступали за возрождение кубанского казачества по подобию Запорожской Сечи. Они не поддерживали ни демократов, ни коммунистов. Казаки «Круглика» хотели создать Кубано-
Черноморскую казачью республику в составе России.

Серьезной деятельности «Круглик» не проявлял и ярче всего отличился в пикетировании конкурсов красоты, проводимых в Краснодаре иностранными компаниями, а так же обвинениями в адрес Кубанской Рады по поводу их тоталитарной системы управления и сепаратистских идей [13].

Итак, проанализировав цели, задачи и деятельность самых известных и активных казачьих организаций на Кубани в начале движения возрождения, мы можем отметить следующее. Программные документы рассмотренных нами казачьих обществ очень схожи по содержанию. Все объединения хотели возрождать традиции, обычаи, духовную культуру, казачий образ жизни. В уставах всех объединений говорится о желании реабилитировать казачество, восстановить историческую правду и справедливость. На деле же, каждая организация добивалась воплощения этих целей своим путем. Кубанская Рада и Кубанское войско прилагали большие усилия во многих направлениях общественной жизни, но приоритет постоянно отдавали политике и здесь уже по-разному видели способы возрождения и реабилитации казачества. Кубанская казачья ассоциация «Россия» пыталась возродить казачество в первую очередь с помощью экономических мер.
Кубанское казачье собрание им. Александра Невского делало ставку на культуру. Были и такие, как «Круглик» – без четкой программы, с утопичными идеями, но державшиеся независимо. На наш взгляд, именно выбор пути возрождения и способов претворения его в жизнь стал главной причиной многообразия казачьих организаций на Кубани в начале 1990-х гг.

Литература:

1. Из личного архива автора статьи. Информант А. А. Аникин.
2. Устав Кубанской казачьей Рады // Казачьи вести. 1992. № 3.
3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Р-1843,
Оп. 1, Д. 32, Л. 76.
4. ГАКК. Р-1843, Оп. 1, Д. 12, Л. 292.
5. Поживилко С. На хуторе правит атаман // Кубанские новости.
1992. № 213.
6. ГАКК. Ф. 988, Оп. 4, Д. 846а, Л. 124.
7. Устав Кубанского казачьего войска // Казачье братство. 1992.
№ 3.
8. Никишова М. Нормальным казачьим способом // Комсомолец
Кубани. 1992. № 101.
9. Емцева А. Мы имеем в руках силу // Комсомолец Кубани. 1992. №
119.
10. ГАКК. Р-1843, Оп. 1, Д. 32, Л. 108.
11. Кокунько Г. Всем бы так! // Казачье братство. 1993. № 11.
12. Бурмагин А. Атаман-художник // Кубанский курьер. 1992. № 76.
13. Гулич С. «Круглик», который гуляет сам по себе // Комсомолец
Кубани. 1991. № 35.

Literature:

1. From the personal archive of the author. Informant A. A. Anikin.
2. Charter of the Kuban Cossack Rada // Cossack news. 1992. № 3.
3. The state archive of Krasnodar region. F. R-1843, L. 1, F. 32, Sh. 76.
4. SAKR. F. R-1843, L. 1, F. 12, Sh. 292.
5. Pojivilko S. On farm ruled Ataman // Kuban news. 1992. № 213.
6. SAKR. F.988, L. 4, F. 846a, Sh. 124.
7. Charter Kuban Cossack Army // Cossack brotherhood. 1992. № 3.
8. Nikishova M. Cossack normal way // Komsomolets Kuban. 1992. №
101.
9. Emtseva A. We have in our hands the power // Komsomolets Kuban.
1992. № 119.
10. SAKR. F. R-1843, L. 1, F. 32, Sh. 108.
11. Kokunko G. Everyone would be so! // Cossack brotherhood. 1993. №
11.
12. Burmagin A. Ataman artist // Kuban Courier. 1992. № 76.
13. Gulich S. “Kruglik” who walks by himself / / Komsomolets Kuban.
1991. № 35.