У истоков возрождения кубанского казачества.

У истоков возрождения кубанского казачества.

Шевченко В.Ф., аспирант КГУКИ

Несмотря на все зигзаги истории нашей страны, российское казачество на сегодняшний день – реально существующий факт. Только в Краснодарском крае, по недавнему заявлению атамана Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда, в крае проживает около 113 тыс. казаков [1]. Казаки ассоциируют себя с народом, который в числе других входит в состав Российской Федерации. Кроме того, казачество позиционирует себя как народ, обладающий особым статусом, сущность которого состоит в защите государства Российского и охране  порядков, существующих в нем. Особый интерес в плане научного изучения казачества представляет то, что о себе казаки заявили по сути, лишь с развалом СССР. Поэтому многие аспекты их идей и деятельности, их значение для общества вызывают много вопросов. Для Краснодарского края актуальным будет исследовать кубанское казачество, которому мы и уделим внимание в данной статье.

Много споров вокруг современного казачества разгорается по предмету возможности или невозможности его возрождения, образа современного казака, смысла существования на сегодняшний день казачества, а также его статуса: народ ли это, сословие или нечто иного рода. В данной статье мы постараемся уйти от этих практически уже вечных для современных исследователей казачества вопросов. Не меньший интерес для нас представляет история возрождения кубанского казачества. Поэтапно отслеживая события, которые происходили в то или иное время, анализируя мысли и идеи участников событий, которые удалось зафиксировать в источниках, нам открывается смысл явлений, происходящих сегодня с казачьим движением на Кубани.

Конец 80-х – начало 90-х гг. стал для Советского союза, а затем Российской Федерации периодом, когда многие общественные процессы, о которых раньше и помыслить было невозможно, разворачивались невероятно быстро. На Кубани эти годы стали также насыщенными и определяющими для современного Кубанского казачества. Казачий дух, несмотря на почти семидесятилетнюю опалу со стороны государства и его идеологии не был изжит до конца. Иначе как можно объяснить активное общественное движение, которое началось в 1989 г. и продолжилось в еще более развернутой форме в последующие годы. В марте 1989 г. на Кубани появляется, по сути дела, первая официальная казачья организация – Кубанский казачий клуб [2]. Ее организаторами стали потомки казаков: В. П. Громов, А.Е. Берлизов, Ф.Г. Бунин и др. В общей своей массе общество насчитывало 30 человек [3]. Задачами общества были: изучение истории казачества, его традиций и культуры, изучение и изготовление традиционной казачьей формы, коневодство, участие в исторических реконструкциях, а также привлечение новых членов, и обучение их всему выше перечисленному [2]. Публикация в газете статьи о Кубанском казачьем клубе, и его деятельность привели к тому, что на Кубани один за одним начинают создаваться казачьи общества. Процессы эти не были ограничены только территорией Кубани, на всех территориях, где исторически проживали казаки, а также где оказалось множество их потомков, происходили аналогичные движения. В Москве также было создано землячество во главе с атаманом Г.Л. Немченко. В адрес московского землячества стали поступать просьбы о помощи в организации казачьих обществ, и тогда был намечен созыв учредительного съезда казаков России[4, с. 99].

Съезд в Москве прошел 30 июня 1990 г. В нем приняли участие делегации из разных уголков Советского союза. 260 делегата и 457 гостей, в число делегатов вошли и кубанские казаки [5].

Опыт участия в подобном мероприятии, а также энергетический толчок, позволил теперь кубанскому казачьему движению рассчитывать на реальность проведение Всекубанского съезда.

Численность казаков, создавших официальную организацию или вступивших в подобную, росла с каждым днем. К октябрю 1990 г. численность Кубанского казачьего клуба увеличилась примерно до 100 человек [4, с. 84]. Появлялись новые общества: казачий круг «Круглик», кубанская казачья ассоциация «Россия» (г. Горячий ключ), Пашковское станичное общество и др. [6]

Создан был организационный комитет, который возглавил В.П. Громов [5]. А.А. Бабков подготовил текст обращения к казакам Кубани. В планах предусматривалось создание общественно-патриотической организации кубанских казаков. Для составления устава в помощь были приглашены член краевого суда Ю.Н. Загудаев и работник прокуратуры Н.И. Шепель. Так же было принято решение о названии будущей организации Кубанской казачьей Радой. Съезд был запланирован на 12-14 октября 1990 г. [7, с. 161]

Окружающие по-разному оценивали происходившую ситуацию. Представители власти боялись разжигания межнациональной розни, и основой упор делали именно на этот аспект [8]. Казаки в свою очередь учли данную заметку и отреагировали оперативно. На съезд был приглашен председатель общества «Адыгэ хасэ» А. Схаляхо. В прессе была опубликована совместная статья В. Громова и А. Схаляхо, а также Н. Куск о единении казаков и адыгов [9]. Представители казачества в свою очередь напомнили общественности о том, что казачество находиться далеко в незавидном положении, являясь объектом постоянных нападков и упреков [10]. А также о том, в каком бедственном положении находиться казачья самобытная культура [11].

Как и было запланировано 12 октября начал свою работу I-й Всекубанский съезд казаков [12]. Накануне съезда 11 октября было

проведено освящение знамени Кубанского казачества [4, с. 117]. Съезд проводился в оборудованном для такого случая здании Краснодарской краевой филармонии. На съезд прибыло 455 делегатов из 43 городов и районов края и 197 гостей [12].

Практически первым вопросом стал национальный. После выступления А. Схаляхо съезд пришел к общему мнению о единении народов и взаимопомощи. Самым сложным и эмоциональным оказался вопрос о выборе атамана. Реальными претендентами, между которыми и развернулась борьба стали: В.П. Громов, кандидат исторических наук, председатель организационного комитета, атаман Пашковского казачьего общества и В.И. Каюда, атаман горячеключевской Кубанской казачьей ассоциации «Россия». В итоге горячеключевская группа казаков покинула съезд в знак протеста. Атаманом Кубанской казачьей Рады был избран В.П. Громов [12].

На съезде также активно обсуждался Устав общества, и в течение нескольких дней съезда были выработаны совместные методы организации, а также цели и задачи. Позже этот устав был официально зарегистрирован исполкомом краевого Совета народных депутатов [13, с. 320]. Таким образом, движение, называющее себя отдельным народом, регламентировало свою деятельность официальным документом. Этот Устав представляет большой интерес для определения статуса казачьего движения на тот момент и определения его планов на дальнейшее развитие.

Согласно Уставу, кубанское казачество представляет собой этническую группу населения, со своей самобытной культурой. Кубанская казачья Рада как общественно-патриотическое объединение представителей кубанских казаков ставит следующие задачи: изменение земельных отношений в крае, установление экологически безопасных способов хозяйственной деятельности различных предприятий, восстановление исторической справедливости по отношению к казачеству, изучение казачества, пропаганда культурного наследия казаков, воспитание казачьей молодежи с учетом

казачьих ценностей и традиций, проведение казачьих мероприятий, восстановление исторических названий, охрана исторических памятников, сотрудничества с землячествами зарубежья [14]. То есть возрождение планировалось в первую очередь в духовном плане. Идея же о земельных отношениях выглядит нереальной.

Членами Кубанской казачьей Рады могли стать крещенные в православии потомки казачьих родов Кубани и выходцы из них, живущие за пределами исторических территорий, заселяемых кубанскими казаками, достигшие 16-летнего возраста, а также лица, практической деятельностью и жизненными интересами связанные с казачеством, желающие возродить самобытность казачьего этноса, его историю и культуру, активно способствующие этому, признающие требования Устава [14]. Как видно из данной формулировки, принцип вступления в казачество практически основывался на древних традициях, национальная принадлежность не учитывалась.

Органы управления также соответствовали казачьим традициям. Основные должности были выборными, каждый казак, член Кубанской казачьей Рады, имел право избираться в правление. Ограничение было только по возрасту – не моложе 25 лет [14].

Интересными выглядят предложения, которые были закреплены в обращении к правительству: о возрождении Кубанского казачьего войска в составе Советской армии, о праве атамана наделять землей казаков, о создании казачьей фракции в крайсовете, выдвижение Громова кандидатом в депутаты по 15-му территориальному избирательному округу [12].

Если Устав еще выглядит достаточно отстраненным от политической жизни страны, хотя и в нем есть определенные противоречия Конституции СССР и советскому праву [15] , то Обращение раскрывает более приземленные и несоответствующие законодательству замыслы участников

движения. Все его пункты указывают на желание внести свою лепту в политическую жизнь страны.

Стоит отметить, что некоторые из предложений были претворены в жизнь уже в ближайшее время. 29-30 ноября 1990 г. Совет атаманов Союза казаков прошел в Краснодаре [16]. На этом Совете была принята Декларация казачества России. В пунктах Декларации упоминались: возрождение воинских формирований, казачье представительство во власти, восстановление экономической самостоятельности [17]. Но только идея о воинских формированиях в рядах армии нашла поддержку у правительства. В осенний призыв 1990 г. был сформирован 1-й Кубанский казачий взвод, служба которого проходила на Толбинской казачьей заставе в Подмосковье [18].

Таким образом, 1990 г. стал для Кубанского казачества знаменательным, так как в этом году произошло оформление организованного движения с общими целями и задачами, а так же стала по- настоящему возрождаться память о почти забытом казачестве. Стоит отметить, что возрождение на Кубани не было оторвано от аналогичных процессов в стране, вносило свою лепту в общее дело. Что же касается целей возрождения, то они были в основном духовного, культурного плана, но такой многочисленной и активной группе людей невозможно было избежать участия в политической жизни огромной страны, и как видно они это понимали и имели свою позицию.

Список использованных источников:

1. URL: http://www.slavakubani.ru/read.php?id=4456  [Дата обращения: 2.11.2012].

2. Бунин Ф. Мы из казачьего клуба. // Комсомолец Кубани. 1989. 28 марта.

3. Бурмагин А.Г. Мы из кубанского казачьего клуба // Кубанские новости. 2009. 4 июля.

4. Бурмагин А.Г. От Кубанского казачьего клуба к Кубанской казачьей Раде. Краснодар, 2009.

5. Громов В.П. Сохранить обычаи и обряды // Советская Кубань. 1990. 14 июля. 6. URL:http://www.rojdenierus.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=45&t=2856&start=0. [Дата обращения: 25.11.2011].

7. Бабков А.А. Казачья карта. Краснодар, 2011.

8. Н.И. Кондратенко. Наш флаг – братство всех народов Кубани. К вопросу о возрождении казачества в крае//Советская Кубань. 1990. 11 октября.

9. Схаляхо А., Громов В., Куск Н. Обращение // Советская Кубань. 1990. 10 октября.

10. Берлизов А., Щеголев В. Здравствуйте, братья! // Советская Кубань. 1990. 10 октября.

11. Ткаченко П. Где спит казачья слава?.. Раздумья о судьбе родного края и утраченной духовности // Советская Кубань. 1990. 13 октября.

12. Панчишкина О. В Рождество казацкое // Комсомолец Кубани. 1990. 17 октября.

13. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696-2006 / под общ. ред. проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.  14. URL:http://www.referent.ru1/22716 [Дата обращения: 11.07.2012].

15. Тарасенко М. Что хотят возродить организаторы казачьего круга? // Советская Кубань. 1990. 10 октября.

16. Бушев А. Шашки наголо? // Комсомольская правда. 1990.  16 декабря. 17. URL: http://www.old.nasledie.ru/oborg/2_18/0119/01.htm [Дата обращения: 25.02.2012].

18. Панчишкина О. Первый казачий // Комсомолец Кубани. 1990. 16 декабря.

Научное наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность: сборник материалов XIII научно- практической конференции «Научное наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность», г. Краснодар, 22 февраля 2013 г. – Краснодар: ИМСИТ, 2013. – 348 с.