Создание Кубанской казачьей дружины.

Шевченко В.Ф., аспирант КГУКИ,

Научный руководитель д.и.н. Трехбратов Б.А.

С 1 сентября 2012 г. в Краснодарском крае был запущен уникальный проект – казачья дружина по охране общественного порядка, которая комплектуется только членами обществ кубанских казаков. Задачи и функции казаков-дружинников заключаются в оказании содействия государственным органам в решении задач по обеспечению правопорядка, участии в мероприятиях по обеспечению безопасности населения, распространении правовых знаний населению. Численность казачьей дружины составила первоначально 1000 казаков, в мае 2013 г. штат увеличился примерно до 2500 [1]. Казаки-дружинники несут службу на постоянной платной основе. Финансирование на их деятельность выделяется из бюджета края. Такое нововведение вызвало много споров, критики и одобряющих оценок. Эта инициатива Кубанского казачьего войска, сейчас самая заметная и обсуждаемая сторона его деятельности.

Создалось впечатление, что создание дружины сиюминутное решение, которое не имело ни каких предпосылок. Основная цель данной статьи – рассмотреть время появление первых подразделений народной дружины, а также начальный период деятельности казаков-дружинников в период с 1990 г. по 1995 г. Так как данный период является первоначальным в истории возрождения Кубанского казачества.

Основным источником в написании данной статьи стал архивный фонд Кубанского казачьего войска, который сохранил основные сведения о деятельности дружин в данный период времени. А также периодика и мемуары, которые содержат короткие, отрывочные свидетельства.

Деятелей, занимавшихся организацией Кубанской казачьей Рады, очевидно, в первую очередь занимали более глобальные вопросы. Изучая самый первый устав ККР, целей охраны общественного порядка мы в нем не прослеживаем, но в части разъяснения структуры ККР в пункте 4.12. упоминается о должности старшины дружины [2].

В первые месяцы после проведения 1-го Всекубанского съезда казаков 12-14 октября дружина, по-видимому, выступает в роли охраны мероприятий непосредственно связанной с казачеством. Об этом свидетельствует отсутствие отчетной документации о деятельности дружины. Только в конце декабря 1990 г. появляются документы о функциональных обязанностях помощника атамана по дружине, о функциональных обязанностях дружинника, которые не были официально заверены, и рассматривались как проект [3].

Первые рапорты казаков-дружинников появляются в мае 1991 г. Командир дружины Пашковского казачьего общества Карнаухов рапортует атаману Громову 18.05.1991 г. о пресечении незаконного вывоза сливочного масла с железнодорожного вокзала. [4] 19.05.1991 г. составил протокол осмотра магазина Помогаев Н.А. [5].

В мае 1991 г. атаман Громов издает два приказа, связанных с охраной общественного порядка. Приказ № 70 «Об оказании помощи правоохранительным органам» и приказ № 71 «Об участии казаков в проверке прописки граждан». Согласно им участие казаков-дружинников в охране общественного порядка получило положительную оценку от краевых властей, помощь казаков в пресечении вывоза продовольствия из края оказалась значительной, необходимо дальнейшее совершенствование деятельности казачьей дружины [6].

5.06.1991 г. выходит приказ № 76 атамана В.П. Громова о создании казачьей дружины, в котором говориться следующее: «В связи с обостряющейся криминогенной обстановкой в городе, …, приказываю: 1. Атаманам казачьих организаций г. Краснодара сформировать казачьи

дружины и назначить командиров, представить 1.07.91 г. к 18.30 в городской совет атаманов списки дружинников для оформления удостоверений. 2. Члену правления войсковому старшине Помогаеву Н.А. создать при городском Совете атаманов городскую казачью дружину, зарегистрировать дружину в Краснодарском Совете народных депутатов. 3 Назначить командиром городской дружины Помогаева» [7].

14.06.91 г. решением исполнительного комитета Краснодарского городского совета народных депутатов, казачья дружина в количестве 100 человек[8] была зарегистрирована [9].

Позже для регламентации деятельности казаков был разработан проект положения казачьих дружин по охране общественного порядка, который разработали сотрудники УВД края совместно представителями Кубанской казачьей Рады [10]. Положение ставило следующие задачи: охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, всех форм собственности, участие в работе по воспитанию граждан в духе уважения законов и правил социального общежития [11].

Четко прописывались в положении права и обязанности дружины. Член казачьей дружины был обязан: а) активно участвовать в охране общественного порядка, в работе по предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе соблюдения законов и правил социального общежития, оказывать содействие органам внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судам в их деятельности по борьбе с правонарушениями; б) везде – на работе, в учебном заведении, на улице, в общественном месте защищать честь, достоинство, а также права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций; быть тактичным и вежливым в обращении с гражданами; решительно и смело принимать предусмотренные законом меры к пресечению преступных посягательств и иных антиобщественных действий; в) быть примером в труде, в учебе, в быту; г) при выполнении заданий четко и добросовестно выполнять требования

командира казачьей дружины, а также указания работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка; д) строго исполнять законодательные и другие правовые акты, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями, постоянно расширять знания действующего законодательства [11].

Для осуществления поставленных целей и исполнения обязанностей были определены полномочия казаков. Казаки-дружинники имели право: а) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений; б) составлять в отсутствие работников милиции или иных уполномоченных на это лиц протокол в случаях злостного нарушения общественного порядка или причинения правонарушением имущественного или иного ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации, с последующей передачей протокола командиру дружины; в) требовать от нарушителей общественного порядка предъявления паспорта или других документов, удостоверяющих личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему; г) доставлять в милицию или в штаб добровольной народной дружины лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола, если нет возможности составить его на месте нарушения; д) при пресечении правонарушений изымать у нарушителей орудия их совершения с последующей незамедлительной передачей их в милицию; е) входить в клубы, на стадионы, в кинотеатры и другие общественные места для преследования скрывающегося нарушителя, пресечения возникших там правонарушений, а также, с согласия администрации этих мест, для выполнения обязанностей по обеспечению общественного порядка [11].

Инициатива «сверху» была поддержана активностью первичных казачьих обществ. “Прорабатываем структурный состав дружины, режим

работы, место патрулирования. … Встал вопрос о наличии Устава внутренней службы, свода правил, этики поведения и положительной оценки казаков. … . Все трудности в работе воспринимаем как естественный фактор. … . Чувствуем непреодолимое стремление к Возрождению, исходящее из душ людских» – пишет в донесении Громову атаман Краснодарского Северного куреня Федотов-Чувило [12].

Первые результаты работы краснодарской казачьей дружины были связаны с изъятием продуктов, которые различные лица пытались вывести за пределы края, либо скрывали эти продукты.

Быстрая организация дружины, и непростая правовая атмосфера начала 1990-х гг. приводила к некоторым недочетам и перегибам в работе. Деятельность дружины за неправомерные действия иногда подвергалась критике прокуратуры, так за осмотр магазина 19.05.92, прокурор советского района Овдиенко Б.К. пишет Громову представление о фактах самоуправства допущенных членами Кубанской казачьей Рады. Прокурор сообщает, что казаки допускали угрозы в адрес работников магазина, и нарушали правила осмотра, не составили акты осмотра витрин, журналов и прочие. Такими действиями, дезорганизовав работу магазинов. Просит принять меры по устранению указанных нарушений и недопущению их впредь [13].

Судя по количеству и периодичности рапортов, протоколов и прочей отчетной документации, за 1991-1993 гг. работы у дружины было не так много. Казаки по-прежнему в основном занимались изъятием продуктов, которые пытались вывести за пределы края, боролись с хулиганами, а также боролись с мошенниками, которые выманивали средства у людей в процессе жульнических игр. При чем, не смотря на очень натянутые отношения в то время с кавказским населением, помогали казаки и их представителям. Так в архиве есть жалоба от гр. Баяндуряна, явно плохо знавшего русский язык.[14] Население возлагало на казаков-дружинников определенные надежды. Им сообщали о вывозе сельскохозяйственных продуктов

[15],обращались с радикальными просьбами «пужурить плетьми негодяя» художника выставляющего оскорбительные подобия икон [16].

В 1993 г., судя по документам о работе казачьей дружины, вводиться новая форма патрулирования – совместные рейды с правоохранительными органами. Так 24.07.93 проводился рейд в Крымском районе [17]. 27.08.93 согласно приказу атамана № 85, проведен всеказачий рейд юга России по охране общественного порядка, в котором участвовало 1248 казаков, Екатеринодарский отдел выставил 552 казака. В результате рейда задержано 3,5 тыс. человек, 2 преступника, находившиеся в розыске, изъят 41,600 кг конопли и 510 кустов, задержано 120 пьяных водителей, 400 человек водителей, нарушивших пдд, раскрыто 4 факта вымогательства, из Брюховецкого района выселена 1 семья, возбуждено 6 уголовных дел по факту хищения [18]. 1.09.93 г. проводился рейд в Брюховецком районе, участвовало 123 казака, выявлено 29 нарушений прописки и паспортного режима [19].

Не обходилось без попыток дискредитации казачьей дружины, о чем докладывал атаман Новоджерелиевского куреня есаул Франский. Заключалась она в том, что группа полупьяных молодых людей, именуя себя казаками, избила граждан армянской национальности [20].

Крупные мероприятия теперь планировались при сотрудничестве органов внутренних дел и казачества. В архиве есть обращения руководителей правоохранительных органов к атаманам о выделении казаков для обеспечения порядка на мероприятиях [21].

Свидетельством приобретения некого общественного авторитета казачьей дружины, служит обращение за помощью к дружине директора мясокомбината «Краснодарский» Н.С. Титовой, с просьбой принять меры по обеспечению безопасности в Выселковском районе в связи с случаем избиения мясозаготовителя. [22]

В целом, казаки на волне возрождения в период с 1991 по 1995 г. с большим энтузиазмом относились к делу дружины. Иногда энтузиазм даже

зашкаливал. Так в архиве можно найти протокол, иллюстрирующий вопиющий случай. Казаки-дружинники Лабинского отдела задержали ингушскую грузовую машину и заявили о том, что отпустят их только после выдачи ингушской республикой убийц [23].

Таким образом, можно отметить, что деятельность Кубанской казачьей Рады с самого начала своего возрождения не смогла обойти своим вниманием сферу охраны общественного порядка. Несмотря на то, что для казаков функции милиции не являются традиционными, общественная жизнь на Кубани в начале 1990-х гг. заставила Кубанское казачество активно включиться в область правопорядка. Уже в июне 1991 г. была официально зарегистрирована казачья дружина по охране общественного порядка, а деятельность в этой области казаки начали еще раньше. До 1993 г. дружинники патрулировали определенные территории по неопределенному графику, в 1993 г. они стали работать рейдами совместно с милицией, согласно приказу атамана Рады. Это приносило довольно серьезные результаты. Кроме того, казаки-дружинники обладали достаточно серьезными полномочиями, например, имели право составлять протоколы на правонарушителей, что сейчас трудно себе представить. Также можно заключить, что появление казачьей дружины работающей на постоянной основе, совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы, является одним из этапов развития ее развития.

Библиография:

1.Отчет атамана ККВО Долуда Н.А. 2013

2.Бурмагин А.Г. От Кубанского казачьего клуба к Кубанкой казачьей Раде.

3. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 2. Л.113

4. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.1

5. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.3

6. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 1. Л.77,78

7. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 1. Л.82

8. ГАКК. Ф. р988. Оп.4. Д. 822. Л.140

9. ГАКК. Ф. р988. Оп.4. Д. 822. Л.136

10. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 2. Л.177

11. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 2. Л. 148

12. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.6

13. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.18

14. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л. 28

15. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.21

16. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.34

17. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.46

18. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л. 42

19. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.55

20. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.54

21. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.65

22. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.92

23. ГАКК. Ф. р1843. Оп.1. Д. 66. Л.90