XXIV Международные Рождественские образовательные чтения
Настоятель Свято-Георгиевского храма х. Ленина,
духовник ХКО «Курень Каширинский»,
помощник духовника Кубанского казачьего войска
иеромонах Спиридон (Федотов)
О духовном наставничестве первичного казачьего общества (из опыта соработничества Свято-Георгиевского храма хутора Ленина и хуторского казачьего общества «Курень Каширинский» Кубанского казачьего войска).
Со времен начала Возрождения казачества на Кубани вопрос религиозности членов казачьих обществ имел важнейшее значение. С первых дней на самых высоких уровнях казачьего управления предпринимались меры, преследующие цель наполнения сознания возродившихся казаков идеалами православной веры и соответствующего ей образа жизни. Начиная с октября 1990 г., когда была образована Кубанская казачья Рада (первая со времен революции общекраевая казачья организация, ставшая предшественницей современного Кубанского казачьего войска), все мероприятия казаков в обязательном порядке начали сопровождаться церковными ритуалами: молитвой, освящением, благословением, выносом иконы, проповедью и т. д. Правлением Рады во главе с атаманом В. П. Громовым в уставном порядке был введен институт Войскового священника, главным делом для которого стало духовное окормления всех казаков организации и работа по воцерковлению новоявленного кубанского казачества. В календарный план Кубанской Рады, затем и Кубанского войска в обязательном порядке вошло празднование церковных дат. До 1998 г. в Уставе Войска даже было прописано, что членом казачьего общества может стать лишь крещенный в Православии человек.
С 2000-х гг. большую озабоченность вопрос воцерковления казаков вызывает у Совета по делам казачества при Президенте РФ, основным он является в Синодальном комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, над его решением работает Постоянная профильная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Сегодня как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов проводится большое количество конференций, чтений, семинаров, съездов, посвященных этой важной и, несомненно, актуальной теме – взаимодействия и соработничества Церкви и казачества. За последние годы для повышения духовного сознания казаков разработано, напечатано и выпущено значительное количество литературы, пособий, методичек, руководств.
Вкратце перечисленный комплекс мероприятий, безусловно, полезных и необходимых, в основном, как мы можем заметить, направлен на уровень Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации, на уровень казачьих войск, казачьих отделов и районов. Поэтому в своем докладе, считаю важным, рассмотреть другой, самый начальный и, наверное, самый определяющий уровень структуры казачьих войск – уровень первичных казачьих обществ.
На сегодняшний день первичные казачьи общества Кубанского войска, как, думаю, и других войск представляют собой достаточно интересное, сложное, иногда непонятное, но, безусловно, полезное и благородное явление. Приведу несколько доводов:
– согласно Уставу, первичное казачье общество это форма самоорганизации граждан Российской Федерации, относящих себя к казакам, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения Кубанского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, православных религиозных ценностей, хозяйствования и культуры кубанского казачества. Однако на деле мы можем наблюдать, что в хуторских и станичных казачьих обществах сегодня не у всех членов, круг
интересов соответствует озвученным целям. У некоторых казаков он может выходить за пределы уставных целей, у части может быть намного уже, а у третьих и вообще не совпадать. Это зависит от множества факторов, но смысл данных рассуждений в том, что вполне реальна ситуация, когда в одном обществе могут находиться члены с кардинально противоположными взглядами, понятиями и даже мировоззрением.
– в том же Уставе любого первичного общества определен солидный перечень целей и задач, которые охватывают практически все сферы жизни социума. Растущий авторитет казаков, их реальные дела создают такую ситуацию, при которой все чаще за помощью идут к атаманам. Таким образом, перед современными казачьими обществами возникает огромный круг проблемных вопросов, которые требуют безотлагательного решения. При этом ресурсы их в основном ограничены.
– основная масса членов казачьих обществ это взрослые мужчины, которые работают, кормят семьи, выполняют домашние обязанности. Делами куреня они могут заниматься только в свободное от других забот время. При этом казаки чаще всего не имеют никакой материальной зависимости от казачьей организации, и даже наоборот тратят свои сбережения на общее дело.
– современные казаки проживают в населенных пунктах достаточно разрозненно, практически они растворены в массе остального населения. Реальной может быть ситуация, что некоторых членов казачьего общество можно наблюдать лишь на отдельных мероприятиях. Эта серьезная причина такой проблемы как слабость внутренних взаимосвязей в коллективе. Кроме того, сложнейшим вопросом становиться общественный контроль жизни, деятельности и поступков казаков. В старину практически невозможно было скрыть свои дела от глаз земляков, и данная ситуация являлась важнейшим регулятором всей жизни в станице. Сегодня во многих случаях невозможно проверить истинную причину неявки казака или невыполнения им решения сбора, практически надеяться приходится только на совесть члена общества.
Все эти, а так же ряд других факторов должен учитывать священник, приступающий к работе по окармлению первичного казачьего общества. Поэтому на этом поприще нужно действовать разнообразно, регулярно, творчески, с пониманием и терпением.
Анализируя, прежде всего, собственный опыт, мы наметили ряд задач решение, которых, на наш взгляд, необходимо для успешного взаимодействия церкви и первичных казачьих обществ, а как следствие повышения духовного самосознания казаков.
Во-первых, очень важно установить добрые межличностные отношения с каждым казаком куреня. Ни в коем случае нельзя переводить сотрудничество лишь на официальную основу, прописывая права и обязанности. В приоритет должны быть поставлены добрые человеческие отношения. Прежде всего, теснейшее сотрудничество должно быть с атаманом, членами Правления общества, с инициативными казаками, так как пример этих людей показателен для всех остальных.
Во-вторых, необходим частый, регулярный контакт с казаками куреня. Поэтому важно чтобы казачье общество духовно наставлял священник прихода, расположенного в конкретном населенном пункте. Это позволит преумножить встречи казаков с духовником и сделать их более неформальными. Так же в этом плане священнику полезно будет контактировать с членами казачьего общества и по бытовым вопросам, не стесняясь обращаться к ним с просьбой за посильной помощью. Мы, к примеру, просили казаков скосить поросль на смежном с храмовой территорией участке, помочь в покраске церковной ограды, в устройстве и разборке строительных лесов, в очистке от земли подвальных помещений строящегося храма. Такие мероприятия позволяют казакам почувствовать причастность к делу устройства и облагораживания дома Божия, понимать, что они являются важными участниками жизни и деятельности прихода.
В-третьих, духовнику общества важно присутствовать на мероприятиях, проводимых казачьими куренями. Сегодня казаки проводят
много спортивных, патриотических, культурных мероприятий и просто общественных дел. Для примера в нашем Каширинском курене при первых взаимодействиях ребята приглашали меня просто посмотреть соревнования, затем обязательной частью стала молитва в начале мероприятия. Теперь все важные мероприятия казачьего общества как-то соревнования, выезд для участия в параде, конкурсе или опять же в соревнованиях, день куреня, проводы казаков в армию или командировку, начинаются с молебна. Это приучает казаков к молитве, к осознанию того что всякое дело нужно начинать с благословения и обращения к Господу. Сегодня казаки нашего общества приходят в храм, чтобы освятить форму, оружие, посоветоваться и взять благословения у духовника на совершение важного для их жизни дела.
Важной задачей, на наш взгляд, является разработка, назовем их так, основных направлений взаимодействия прихода духовника с куренем. Причем взаимодействия эти должны быть необременительны и вызывать живой интерес, а возможно и превратиться в необходимость.
Например, у нашего прихода с Каширинским куренем одним из таких направлений являются церковные, казачьи и важные светские праздники в поселке. Мы тщательно и заранее совместно с атаманом и Правлением общества планируем и продумываем такие даты на полугодие. Здесь нужно понимать, что четко весь календарный цикл казаки соблюдать не смогут, так как часть важных церковных дат выпадает на будние дни. Поэтому планирование происходит с учетом возможностей членов казачьего общества. О полугодовом календаре казаки получают информацию на сходе, также все данные размещаются на сайте храма и куреня. В этом направлении к тому же необходимо, чтобы сами празднования были подготовлены. Очень важно чтобы праздник проходил не просто для отметки, что казак здесь присутствовал. Акцент нужно делать на то, чтобы в этот день он действительно смог порадоваться, отдохнуть душою и получить заряд положительных эмоций. Поэтому ключевые даты мы отмечаем с застольем, общением, распеванием песен.
Одним из направлений нашей деятельности являются паломнические поездки. Это очень полезный и благотворный во всех смыслах вид взаимодействия общества и духовника. Паломнические выезды вызывают у казаков живой интерес, заставляют задуматься, поискать ответа на вопросы, по-другому взглянуть на мир Православной церкви. Они расширяют кругозор, способствуют более тесному общению казаков с духовником. Особенно привлекают и облагораживают такие поездки молодых казаков. Так, к примеру, излюбленным местом паломничеств Каширинского куреня стала Закубанская Михайлово-Афонская пустынь (неофициально именуемая казачьей лаврой). Старинные строения, одухотворенность монастырского комплекса, интересная история, обворожительная природа, целебный источник располагают казаков с удовольствием несколько раз в год выезжать в это облаготворенное Господом место. О серьезном эффекте такого направления взаимодействия может служить тот факт, что выезд в Закубанскую пустынь на День архангела архистратига Михаила в Каширинском курене даже был внесен казаками в календарь обязательных для празднования дат.
Еще одним непростым, но полезным и в будущем, считаю, перспективным направлением у нас являются – занятия с казаками по вопросам христианского вероучения. Мы должны понимать, что современные казаки не воспитаны в тех крепких, христианских, традиционных казачьих семьях, которые были до революции. Поэтому знания основной массы казачества о христианском вероучении, о христианских ценностях и традициях довольно слабы. Подобные занятия позволяют решить эту проблему, повлиять на мировоззрение и понятия казаков, а также помочь получить ответы на интересующие их вопросы.
В работе духовного наставника первичного казачьего общества нет универсальной системы достижения положительного результата. Как я уже говорил, само явление современного казачества и, наверное, особенно на уровне хуторских и станичных обществ, представляется достаточно непростым. Практически в каждом отдельном курене требуется индивидуальный подход. Но наш взгляд решение озвученных нами задач может значительно послужить духовникам первичных казачьих обществ в деле воцерковления окармляемых ими казаков, а как следствие и всего нашего казачества.